СТАТЬЯ МИХАИЛА КРИВОНОСОВА

Михаил КРИВОНОСОВ, президент «Общественной Палаты г. Александрова»

О стратегии развития самоуправления и структур Гражданского Общества

Впервые власть заговорила о необходимости взаимодействия с Гражданским Обществом, и, что важно, от слов перешла к делу в апреле 2012 г. Невозможно не согласиться было тогда с высказыванием В. Матвиенко на заседании Координационного Совета Федерации РФ: «Нам вместе предстоит выполнять ту работу, от которой зависит стабильность во взаимодействиях Общества и Государства,… рост активности граждан должен стать ресурсом для развития страны!». А также: «…успешное решение этой задачи невозможно без широкого диалога в формате власть - бизнес - Гражданское Общество».

Все, сказанное председателем Совета Федерации РФ, разумеется, правильно. Лучше не скажешь! Однако очень опасна путаница в понятиях Общество и Гражданское Общество, прозвучавшая далее в ее словах: «Гражданское Общество России становится все более зрелым. В прошлом году количество НКО достигло 700 тысяч».

Получается, что зрелость «Гражданского Общества» определяется количеством НКО? Где, в каком справочнике можно найти такое определение гражданского общества? Современные НКО в большинстве своем работают на чиновников, на их родственников, друзей, знакомых. Это позволяет им «успешно» осваивать огромные бюджетные деньги, выделенные государством на общественные задачи. Всем известно как работает «система распределения грантов». По данным Минюста из 250 тысяч НКО отчитались о своей работе только 60 тысяч. Сумма «освоенных денег» измеряется миллиардами. А для решения насущных проблем страны, о которых заявила Валентина Матвиенко, необходимо именно Гражданское Общество! И ничего другого.

Прошло более полутора лет, а что изменилось?

Сегодня для власти и общества опасно оставаться с НЕКОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ МОДЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ и продолжать ИГРЫ в местное самоуправление и Гражданское Общество (далее ГО).

«Игры» потому, что опубликованная сегодня «Концепции развития местного самоуправления в РФ на среднесрочный период», как и другие материалы к всероссийскому съезду по местному самоуправлению, запланированный на 8 ноября, не направлена на поиск и мобилизацию интеллектуального ресурса Общества, обучение граждан самоуправлению, развитию самостоятельности и ответственности за свою жизнь, максимальное использование имеющегося интеллектуального и профессионального ресурса в местах проживания граждан, формирование ГО. Даже понятия такого не встречается!

Много сделано в стране для развития многопартийности. Но проблемы развития Общества в России не решаются путем развития многопартийности, более того, они усугубляются от этого. Развитие многопартийности в современной России - это шаг назад в становлении сильного и сплоченного Государства.

Гражданское общество - это...

Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в XVII-XVIII вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Говоря проще, ГО - это «голова» Общества. Это интеллектуальная часть Общества, обеспечивающая постоянное взаимодействие с властью в интересах Общества. Это система взаимодействия, обеспечивающая постоянную обратную связь между Обществом и властью.

Гражданское Общество - это организованное и соответствующим образом структурированное Общество!

Гражданское Общество организует и структурирует себя так, чтобы оно могло выражать и отстаивать жизненные интересы граждан в местах их проживания, чтобы эффективно взаимодействовать со всеми ветвями власти на всех ее уровнях, выражая и отстаивая интересы граждан, решая вместе с властью проблемы безопасности, социально-экономического развития территорий.

Гражданское Общество - это структуры, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, объединяющие ответственных собственников, образованных профессионалов в своей области знаний и навыков, социально ориентированных людей, готовых на общественных началах работать в интересах широких слоев общества, учить и помогать людям, взаимодействовать с властью в текущей деятельности, контролировать власть при реализации крупномасштабных проектов.

Их в России уже много. Это, прежде всего, активисты самоуправления, информационно объединившиеся на страницах журнала «Председатель ТСЖ» и, конечно, это огромный слой предпринимателей, умеющих работать.

Эти люди умеют не только жить и работать в России, но и помогать другим осваивать непростую науку жизни в новом, «рыночном» государстве.

Но и такие граждане нуждаются в поддержке государства в вопросах развития самоуправления, структур ГО, организации их взаимодействия с властью.

Необходим законный формат их работы. Необходим диалог не с позиции «сильного и слабого», а ПАРТНЕРСКИЕ отношения в рамках закона в поиске реального взаимодействия Общества и власти!

Другого пути у нас нет!

Если мы хотим строить новую Россию, то надо начинать учиться. Начинать с себя! И самой Власти и Обществу. И сразу станет видно: кто хочет что-то делать, а кто желает оставить все как есть.

Точно и справедливо отмечено в аналитической записке эксперта Юсуповского, розданной делегатам гражданского форума в апреле 2012 г. в Общественной Палате РФ (далее ОП РФ): «…широко распространенное заблуждение, что развитие ГО вырастет само по себе… и направлять его со стороны государства является недопустимым вмешательством. Тогда на развитие ГО потребуется десятки, а то и сотни лет».

ОП РФ должна взять на себя роль центрального штаба ГО страны и начать выстраивать связи не столько с региональными, а сколько с муниципальными Общественными Палатами!

Но не в плане «видимости взаимодействия власти и общества», а взаимодействия реального, практического, эффективного с точки зрения главных, «базовых» интересов Общества и каждого гражданина в отдельности: условий проживания граждан, безопасности, уровня жизни, медицинского обслуживания, образования, занятости, экологии, социального обслуживания, обеспечения прав человека, сохранения культуры и национальных традиций.

И первое, что необходимо, это разработка и принятие Закона об Общественных палатах в России - то есть Закон о Гражданском Обществе!

Гражданское Общество заявляет о себе САМО

Интересы собственника, на мой взгляд, больше всего мотивируют и активизируют гражданскую позицию у людей. Именно на базе интересов собственника люди объединяются и становятся социально-активными.

Не партийный интерес, а чувство и обязанности собственника вырабатывают у людей гражданскую позицию.

В России накоплен положительный опыт работы ОП на муниципальном уровне. Это опыт работы первой в России муниципальной ОП по содействию развития Гражданского Общества в г. Александрове во Владимирской области, которая была зарегистрирована в Минюсте в мае 2010 г. в соответствии с законом « Об общественных объединениях». В состав ОП вошли известные, уважаемые граждане. Каждый из них высокопрофессиональный специалист в своей области деятельности.

Этот опыт хорошо виден на страницах местной газеты «Александровский голос труда» (редактор В.В. Тихонова). Виден уровень и качество дискуссии в Обществе по всем сложным проблемам жизни города и района. Виден высокий уровень развития самоуправления в жилищной сфере г. Александрова. Видно как граждане сами учатся отстаивать свои права в суде, в том числе и пожилые граждане, пенсионеры. Видно стремление граждан к взаимодействию с властью (сайт «михаилкривоносов.рф»).

Но, к сожалению, власть НЕ ГОТОВА к этому взаимодействию. Ни профессионально, ни «морально». В Александрове власть реально отстает в своем «развитии» от уже действующих структур ГО.

Опыт работы ОП г. Александрова - это не количество проведенных заседаний. Это сегодня уровень и качество самоорганизации граждан в МКД, это уровень юридической грамотности и способность отстаивать свои вопросы в суде, это уровень полемики на страницах местной прессы, это уровень самой прессы. Граждане учатся быть хозяевами в своем МКД, в своем дворе, в своем городе. Это сложный, противоречивый процесс превращения людей в хозяев, граждан своей Родины. Опыт однозначно положительный, требующий изучения и распространения.

Шаг за шагом

Муниципальные ОП должны формировать Региональные ОП из своих представителей и заслуженных, высокопрофессиональных специалистов региона. Это можно делать уже сегодня вполне законно в соответствии с ФЗ № 160 от 23.07.2008 г. Но правильнее, конечно, делать это надо в соответствии с новым законом «Об общественных палатах в РФ», или « О Гражданском Обществе и основах самоуправлении в России», который необходимо разрабатывать и принимать как можно скорее.

Этим Законом должно быть запрещено любое партийное влияние на формирование структур ГО. Все ответственные работники ОП всех уровней должны быть беспартийными, чтобы исключить влияние любой партии.

В условиях искусственной многопартийности в России, отсутствия идей и лидеров, наличие открытой внутрипартийной вражды в «правящей» партии, выжидательная позиция в решении актуальных вопросов общественного развития опасна и даже преступна по отношению к интересам Общества.

«Концепция развития местного самоуправления в РФ на среднесрочный период», подготовленная к съезду 8 ноября - многостраничный, но, на наш взгляд, опасный документ для сегодняшней России. Он констатирует множество системных ошибок, допущенных властью за последние 20 лет в развитии местного самоуправления что хорошо и полезно. Но в предложениях нет ничего, что могло бы исправлять и изменять существующее плачевное положение в МСУ. Есть только «косметические» предложения.

ОП г. Александрова направила в ОП РФ С.В. Разворотневой свои предложения для включения в «Концепцию развития местного самоуправления в РФ на среднесрочный период». Мы уверены, что без ГО у России нет будущего. Проблеме развития и становления ГО должен быть посвящен отдельный раздел в «Концепции».

Необходима мощная, внятная, аргументированная поддержка этих идей научным, творческим, журналистским сообществом, широко известными, уважаемыми, патриотично настроенными гражданами, общественностью России.