ПРОЕКТ Гражданского Общества России (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

ПРОЕКТ

Гражданского Общества

России как системы взаимодействия Общества и Власти

на всех её уровнях: от муниципального до федерального

21 декабря 2013 г

г. Александров


Оглавление


1.Введение

2. Причины формирования «системы взаимодействия общества и власти - Гражданского Общества России». Кратко –«система».

3. Цели проекта.

4. Основные тезисы (идеология) проекта.

5.Описание «системы».

6. Условия применения «системы».

7.Порядок реализации «системы».

8.Взаимодействие с РПЦ и др. конфессиями по вопросам реализации «системы».

9.Перечень законодательных актов для разработки и внесения изменений.

10.Организация работ по реализации проекта.

Введение

Формирование Гражданского Общества России связано с развитием демократии и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного самоуправления и контроля, гарантирующие обратную связь между человеком, обществом и властью.

Особенность становления современного Гражданского Общества в России состоит в сложнейшем переходе от авторитарной системы управления и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Президент России В. Путин обратил внимание на то, что: «в России Гражданское Общество нельзя пока считать окончательно сформированным для России, надо признать, этот процесс только начинается».

Он считает абсолютно непродуктивным, практически невозможным и даже опасным пытаться создавать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно создать "по указке.» «Оно вырастает самостоятельно, имеет свою собственную корневую базу и питается духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским.»

Настоящий Проект построения Гражданского Общества, как системы взаимодействия, разработан экспертами Общественной палаты г. Александрова Владимирской области (местная общественная организация содействия развитию гражданского общества Общественная палата города Александрова. Зарегистрирована в Минюсте России 19 мая 2010 г., Свидетельство о регистрации 1103300000396.

В работе над проектом принимали участие члены Общественной палаты г. Александрова:

-Белецкий Петр Николаевич, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР;

-Беркимбаева Сауле, Главный редактор федерального журнала «Председатель ТСЖ»;

-Умников Валерий Николаевич, Президент академии МАПСЖ, профессор по кафедре социологии Института информационных технологий и управления, автор новых научных направлений - «Интегрология» и «Нанокавитроника», а также новых социальных концепций - «Социал-комплементаризма» и «Великого социального синтеза»;

-Усанов Евгений Николаевич, заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор Александровского художественного музея-усадьбы «Первушиных»;

-Манягин Вячеслав Геннадиевич, историк, писатель, публицист, автор книг по ИсторииРоссии;

-Боравская Виктория Владимировна, филолог, историк, публицист, автор книг по краеведению;

-Заборин Виктор Иванович, журналист, координатор Проекта;

-Кривоносов Михаил Михайлович, руководитель проекта, автор идеи, Председатель Общественной палаты г.Александрова

2. Причины формирования « Гражданского Общества России – как системы взаимодействия общества и власти » .

Современное состояние России определяется научным и экспертным сообществом как «неконкурентоспособное, неэффективное, с огромным количеством не решаемых внутренних проблем, совершенно неопределенной идеологической и социальной политикой, неразвивающейся уже много лет экономикой, крайне низким уровнем жизни большинства населения страны».

В России, обладающей огромными сырьевыми ресурсами, такое положение дел свидетельствует о НЕЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ, а точнее об ОТСУТСТВИИ ТАКОВОЙ !

Страна с рыночной экономикой не может долго существовать без эффективной системы управления, предусматривающей тесное взаимодействие Общества и всех государственных и общественных структур в решении важнейших государственных и социальных задач, эффективное использование бюджетных ( народных) средств.

Многочисленные факты свидетельствуют о СИСТЕМНОМ РАЗВОРОВЫВАНИИ бюджетных средств, системной ДЕГРАДАЦИИ значительной части чиновников, катастрофическом снижении уровня их профессионализма и ответственности, и как результат, неспособности руководить и отвечать за исполнение своих ГОСУДАРСТВЕННЫХ полномочий.

Руководство страны, ответственные чиновники и политики понимая это, постоянно говорят о необходимости «строительства» гражданского общества в России. Более того, даже сделаны некоторые практические шаги в этом направлении. Так, например,создан Совет по развитию Гражданского Общества при Президенте РФ (Председатель - Федотов). Сформулировано Положение об этом Совете, но на протяжении уже многих лет этот орган занимается исключительно только вопросами «прав человека».

Почему так ? Причины, на наш взгляд, следующие.

Говоря о «Гражданском Обществе» (далее везде Г.О. ) все чиновники и политики говорят и подразумевают при этом РАЗНОЕ ! В России нет четкого и ясного, общепризнанного понятия ГО. Нет «желающих» внести в это определение ясность , научность , конкретность. И понятно, почему ? Ученые, политики, чиновники – «выросли» на «истории КПСС», «научном коммунизме» и др. «научных теориях». Изучать опыт других стран можно и даже очень интересно, но применить этот опыт напрямую реально невозможно. Это с одной стороны. С другой – ОТКРОВЕННОЕ, порой даже циничное по своей сути НЕЖЕЛАНИЕ ЧТО – ЛИБО МЕНЯТЬ. Существующую властную «элиту» УСТРАИВАЕТ ныне действующий « порядок».

Сегодня говорят о ГО, что:

-это наше Общество в целом ;

-это все НКО России;

-это все ТСЖ вместе;

-это все «общины» вместе;

-это сообщество наиболее подготовленных граждан, грамотных и активных;

-это интеллигенция страны, научное, творческое сообщество;

-это те, кто пишет, работает журналистом, писателем, поэтом;

-это партии, их члены, их деятельность;

Общественная палата России официально ежегодно делает доклад « О состоянии ГО в России», привлекает для этой работы ученых, специалистов, ( кстати на бюджетные деньги) и делает при этом «социологический портрет общества в целом», со всеми его болячками и проблемами.

Но это не ГО! И еще очень долго, лет 100-200 российское общество не будет «гражданским» по западным, европейским стандартам.

Сами участники таких «научных исследований» признаются в том, что движение к такому ГО в России естественным путем может быть бесконечно долгим.

Г. Маленицкий – эксперт при ВПК РФ откровенно заявляет о состоянии управления страной как «об управленческом хаосе»…

Управление любой «системой», будь то механизм, общество, государство , невозможно без определенной «системы» управления. А сама «система» не может функционировать без «механизма обратной связи».

На протяжении всей истории России страна управлялась той или иной СИСТЕМОЙ власти. «Царская», «сталинская», «советская» - это все самостоятельные, целостные системы управления, имеющие свои плюсы и минусы, относительно того времени истории, в котом они существовали. Несомненно, были и великие достижения государства Российского, великие победы. Россия на протяжении всей своей истории была великой мировой Державой.

Сегодня, находясь впервые в своей истории «в едином мировом информационном и экономическом пространстве», Россия, по причинам, указанным выше, становится реально неконкурентоспособной, зависимой от поставок продовольствия, страной неэффективной экономики и крайне низкого уровня жизни большинства населения страны. Общество разобщено, многие чиновники на всех уровнях власти реально самоустранились от исполнения своих полномочий. Чувствуя свою бесконтрольность, безответственность, в массе своей стали непрофессиональными, неспособными к выполнению обязанностей.

Президент В.В.Путин призывает Общество к активному поиску путей выхода из создавшейся ситуации, к консолидации, взаимодействию, гражданскому долгу.

В своем «Послании ФС РФ» Президент предлагает как можно быстрее разработать и принять закон «Об общественном контроле», в надежде направить усилия «общественности» на КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧИНОВНИКОВ.

Однако мы считаем это решение ошибочным и неспособным решить главную проблему страны и Общества – БЕЗСИСТЕМНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ, ОТСУТСТВИЕ РЕАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ.

Чтобы РЕШАТЬ «кричащие» проблемы, необходимо не усиление контроля, а ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕГАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ОТВЕТСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА!

3. Цели проекта «Г.О. – как система легитимного, профессионального, ответственного взаимодействия Общества и власти на всех её уровнях»

Целями настоящего проекта являются:

-преодоление раскола Общества на собственно «народ» и «власть»; преодоление тенденции роста НЕНАВИСТИ «народа» к «власти», создание условий для легитимного, системного, профессионального и ответственного взаимодействия прежде всего на муниципальном уровне;

-приостановление тенденции к ВЫЕЗДУ специалистов, и в особенности молодежи, на работу за границу, создание условий для возвращения специалистов- соотечественников на Родину;

-развитие, формирование гражданского самосознания граждан, их способности самостоятельного управления своей собственностью, имуществом в соответствии с действующим законодательством;

-объединение интеллектуального и творческого потенциала страны, направление совместных усилий Общества и власти на строительство, созидание, повышение уровня жизни граждан, их безопасности;

-повышение ответственности граждан, Общества в целом , за все происходящее на территории их проживания, стране в целом;

-создание условий для развития территориального, местного самоуправления – как системы легитимного, профессионального, ответственного , постоянно действующего взаимодействия Общества и местной власти;

-обеспечение постоянного, легитимного, профессионального КОНТРОЛЯ общества за деятельностью власти в вопросах реализации важных социально значимых проектов, расходовании бюджетных средств»

-создание условий для творческого, духовного гармоничного развития граждан, уверенности в свои силы, свое будущее, будущее своих детей, семьи, своей малой Родины и страны в целом.

4. Основные тезисы (идеология) проекта.

-«Кто не умеет объединяться и требовать свое - никогда и ничего не получит».

-«Нет более серьёзнее и актуальнее задачи, чем разбудить общество от спячки, безответственности, надежды на кого-то, неграмотности в вопросах жизнедеятельности, нежелания брать на себя обязанности собственника и гражданина на территории проживания!»

-«Разговоры о коррупции, беспределе в судах и МВД, в сфере ЖКХ -- да практически во всех сферах жизнедеятельности общества и государства… бесполезная трата времени и энергии!

-«Не устранив причины болезни Общества, «бороться» со «следствием» - бесперспективно!

-«Граждане, объединённые вместе, знающие свои права и обязанности, умеющие их отстаивать, а если надо – защищать в судах, это основа, энергия ГО.»

-«Гражданское Общество объединяет наиболее активную, интеллектуально развитую и социально ориентированную часть общества».

-«Общество должно взять на себя часть ответственности за всё происходящее в стране»

-«Интересы собственника, на мой взгляд, больше всего мотивируют и активизируют гражданскую позицию у людей. Именно на базе интересов собственника люди становятся социально активными»..

-«Общие интересы граждан решаются независимо от мировоззрений, идеологии, образования, политического ангажирования».

-«Высшим выразителем интересов Гражданского Общества должен стать - Всемирный Русский Собор, - ежегодное собрание лучших представителей Гражданского Общества и Церкви.»

-«Решения, принятые на Всемирном Русском Соборе – это Программа действий и для Президента, и для Гражданского Общества Страны!»

-«Реальный контроль за деятельностью власти может обеспечить только Гражданское Общество – будучи структурированным от муниципальной Общественной Палаты до Общественной Палаты России».

-«Прокуратура, Счетная палата РФ, Контрольно – ревизионное управление Президента, работая вместе со структурами Гражданского Общества могут быть очень эффективной формой контроля над процессами, проходящими в обществе и на всех уровнях власти».

-«Власть не будет меняться, если Общество останется неизменным . Сначала должен измениться Гражданин, затем – сообщество Граждан, а потом начнет меняться и власть. Обратное невозможно»

-«Насколько мудрыми и взвешенными должны быть решения судей - образованных Граждан России, чтобы не убить ростки зарождающегося гражданского самосознания, помочь им прорости сквозь «асфальт» беззакония, мошенничества, безответственности и равнодушия созданного чиновниками и естественными монополиями.»

-«Но что должно заставить нас действовать сообща. Хватит надеяться на кого-то другого. Его нет!»

-«Понятия Гражданина и самодеятельности, самоуправления, моральной независимости и одновременно ответственности – неразделимы.»

Описание «системы взаимодействия Общества и Власти – Гражданского Общества России».

15 октября в г.Александрове завершил работу первый межрегиональный Гражданский Форум, в котором участвовали, федеральные и местные СМИ, лидеры общественных организаций из Костромы, Балашихи, Владимира, Серпухова, Ярославля, Пушкино, и принимающая сторона - президиум Общественной палаты г.Александрова. Все участники внесли конкретный вклад в развитие идеи « Гражданского Общества» - как «системы взаимодействия Общества и власти». Академик Умников Валерий Николаевич, автор книг по теории гражданского общества, социальным системам, предложил модель «общегородской системы самоорганизации населения города Серпухова ».

По итогам Форума участники разработали Проект «Обращения к Гражданам России, власти и обществу», пригласив таким образом всех Граждан России участвовать в его доработке используя сайт Палаты: гражданинроссии.рф, обществограждан.рф, гражданиниобщество.рф, обществороссии.рф, http://михаилкривоносов.рф//.

« Гражданское Общество России» необходимо рассматривать не как отдельное сообщество Граждан, пусть даже образованных, активных , с высокоразвитым гражданским самосознанием;

- не как совокупность структур Гражданского Общества, состоящих из различных институтов, НКО;

- и, конечно, – не как «общество в целом», находящееся на пути своего гражданского развития.

Данный проект категорически отвергает сравнение понятий «Общество» и «Гражданское Общество», ибо «Общество» России не может быть признано «Гражданским» по европейским (мировым) «стандартам» в ближайшие 100 - 200 лет.

Процесс этот связан с естественным (божьим) процессом развития человеческих сообществ, народов, наций не только в России, но и на Земле в целом. А если это так, то использовать «европейское определение» понятия «гражданского общества» , а тем более пытаться «планировать и выстраивать» свою деятельность под такое «определение», не только ошибочно , но и опасно для России. Не менее ошибочно в подобной ситуации руководству страны, ученым, политикам, использовать понятие «гражданское общество» в удобном для себя контексте, вкладывая в него «свой смысл и своё определение». Тогда получается то, что мы имеем сегодня : «все говорят о ГО, но что это такое, никто определённо сказать не может…».

Такое положение дел с основополагающем понятием прав и свобод граждан, коим является «гражданское общество» , - недопустимо ! Но не потому только, что такое отношение «некорректно», а прежде всего потому, что НИКТО РЕАЛЬНО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ В СТРАНЕ И ОБЩЕСТВЕ РАЗВИТИЕМ И ПРОДВИЖЕНИЕМ ЭТИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАСТОЯЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ !

Развитие и становление России – как великой мировой Державы, великой русской культуры, идет своим цивилизованным путем, по абсолютно объективным законам, и заметно отличается от путей развития других стран, как Европейских, так и Азиатских.

Да, у России свой, уникальный, не европейский , и не азиатский путь! У России великая Божия миссия « СОЕДИНЕНИЯ, ГАРМОНИЗАЦИИ двух земных Цивилизаций –Европы и Азии . Эту великую миссию, великую роль в мировой культуре и выполняет Россия ! Она идет и будет идти своим путем, беря все лучшее «на западе и на востоке», при этом изобретая своё…

К сожалению, руководство Общественной палаты России (Е.Велихов, И. Дискин ) строят свои выводы и ведут текущую деятельность по Гражданскому Обществу России опираясь на анализ состояния всего «общества», не мобилизуя научное и творческое сообщество России на поиск и выработку ИСТИННО РОССИЙСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СТРАНЫ В ЦЕЛОМ !

Подобная «позиция», тем более «представителей общественности» , в настоящем проекте признаётся неприемлемой для дальнейшего развития России. Такая «позиция» не только вредна , как способствующая заблуждению, приводящая к ошибочным выводам и не позволяющая искать и находить правильные, необходимые Обществу решения . Подобная «позиция» ОПАСНА для Общества , для России, т.к. ЛИШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ в нынешней , критической ситуации РЕШАТЬ имеющиеся проблемы, а , следовательно, еще более ухудшает положение дел как в Обществе, так и в стране в целом.

Настоящий Проект предлагает следующее определение «Гражданского Общества России»

«Гражданское Общество России - это определенная система легитимного, профессионального и ответственного взаимодействия между структурами Гражданского Общества и всеми ветвями власти на всех уровнях от муниципального до федерального» .

Под структурами «Гражданского Общества» подразумеваются:

1).Общественные палаты (советы) от муниципального , до регионального и федерального уровня;

2).Союзы, Ассоциации , Торгово-промышленные палаты (объединения) предпринимателей;

3).Творческие союзы, клубы, объединения представителей творческих профессий;

4).Ассоциации жилищного самоуправления (ТСЖ, ЖСК, домовые Советы ) в местах непосредственного проживания граждан;

5).Профессиональные союзы; организации культурно – гуманитарной сферы и силовых структур;

6).Политические партии и движения.

7).СМИ

8).Общественные организации, движения, НКО.

Системное определение ГО РФ необходимо принимать и придавать ему статус « законного определения».

Такое «российское» определение «гражданского общества» позволит прекратить «топтание на месте» в вопросах выбора направления общественного развития, даст полное и ясное представление что и как , где и когда необходимо делать для консолидации Общества, вывода страны из реально «тупиковой ситуации».

Опыт Общественной палаты г. Александрова, опыт и практика региональных ОП, ОП РФ позволяет предложить следующую структуру взаимодействия:

Во всех муниципальных образованиях создаются муниципальные (гражданские) Общественные палаты (советы), формируемые гражданами в соответствии с федеральным Законом «Об общественных организациях и объединениях»; (практический опыт ОП г. Александрова).

Опыт работы муниципальной (гражданской) Общественной палаты, организация её внутренней деятельности, схема взаимодействия со всеми общественными организациями на территории муниципального образования подробно можно рассмотреть на примере деятельности Общественной палаты г.Александрова. Опыт работы показывает реальный авторитет и признание, одобрение населением подобной практики работы. Работа ОП признана как целесообразная и необходимая всеми властными структурами на территории. Схема организации взаимодействия на рис. 1

Порядок взаимодействия «Общественных палат» с многочисленными общественными, профессиональными, творческими Союзами, Советами и организациями на муниципальном уровне должен быть легитимным, профессиональным и ответственным, ибо данное «взаимодействие» не организация досуга, не просто «посиделки», а реальная, крайне необходимая профессиональная работа по «координации, объединению профессиональных, творческих усилий граждан на решение проблем территории , решение социально-значимых проектов, организации совместной деятельности с властью по вопросам местного самоуправления; совместно со структурами прокуратуры, счетной палаты, КРУ обеспечение эффективного, профессионального контроля за расходованием бюджетных средств, ходом работ по реализации социально значимых проектов.

Современный уровень развития гражданского самосознания позволяет делать вывод о том, что в Обществе, а точнее в его «интеллектуальной части» созрела необходимость координации, единения, объединения усилий для решения проблем территории. Представители различных объединений граждан однозначно высказываются «за» объединение , понимая, что «время надежды на кого-то другого безвозвратно ушло».

В настоящее время Президентом России настойчиво требуется от всех органов власти и Общественных институтов активизация « взаимодействия» путем создания « Общественных Советов» при всех органах власти . Данный «посыл» однозначно вписывается в предлагаемую «систему взаимодействия Общества и власти». Однако созданные «Советы» не дают ожидаемых результатов, т.к. формируются самой властью без участия структур Гражданского Общества.

И здесь главной причиной является то, что ОП РФ в настоящее время – по смыслу структура гражданского общества – фактически таковой не является! Управляясь чиновниками напрямую, она практически не оказывает никакого влияния на процессы, происходящие в Обществе, усугубляя ситуацию своей позицией «стороннего наблюдателя», реального «буфера» между властью и Обществом.

Общественные Советы при органах власти - важнейший, основной «институт ГО»! Важность и НЕЗАМЕНИМОСТЬ его в том, что именно через «общественные советы» во взаимодействие с властью вовлекаются САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ, активные граждане, обладающие большим ПРАКТИЧЕСКИМ опытом в данной области деятельности (знаний). Формировать такие Советы – обязанность гражданских структур – Общественных палат! Но палат настоящих, гражданских, а не сформированных «правящей партией», или чиновниками. Это принципиально важное условие, неисполнение которого делает всю «систему» ничтожной , бессмысленной, никчемной и как итог, опасной для Общества.

Таким образом, путем постоянной совместной работы профессионалов – членов Общественных Советов с представителями власти на всех её уровнях, обеспечивается постоянное, системное взаимодействие. К этой работе привлекаются самые профессиональные, авторитетные, опытные граждане, которые есть в каждом городе, муниципальном образовании. В силу разобщенности Общества, разочарования в проводимой внутренней политике, ошибочности большинства реформ, такие граждане пока не находят для себя достойного применения, что крайне негативно влияет уровень проработки и эффективность принимаемых властью решений.

Схемы взаимодействия на региональном и федеральном уровнях на рис. 2 и 3


Одним из важных условий эффективности «системы взаимодействия» является статус руководителей Общественных палат всех уровней.

Наделение этих руководителей «правом совещательного голоса» в представительных органах власти соответствующего уровня, позволит придать системность и ответственность совместной работе, повысит эффективность взаимодействия.

Основополагающей идеей «системы», безусловно, является необходимость формирования Общественных палат снизу, гражданами, общественными организациями, и категорически отказ от порочной практики формирования общественных палат политическими партиями, администрацией, « представителями» власти различного уровня .

«Общественные палаты» должны выступать конкретными выразителями интересов большинства граждан на территории проживания. Они должны отстаивать основные, законные интересы населения : условия их проживания, безопасности, экологической обстановки, уровень социального, медицинского обслуживания, образования, занятости, сохранения культурных и местных традиций. То, что волнует и беспокоит любого человека независимо от его образования, социального положения, партийной принадлежности, культуры, вероисповедания, уровня гражданского самосознания и социальной активности.

Опыт формирования ОП г. Александрова, почти четырёхлетний опыт практической деятельности по проблемам развития гражданского самосознания, опыт совместной деятельности со многими общественными организациями и, прежде всего, российской Ассоциацией ТСЖ и ЖСК ( журнал «Председатель ТСЖ , редактор Сауле Беркимбаева), указывает на ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ граждан России к активной общественной, профессиональной работе в вопросах организации местного самоуправления в местах непосредственного проживания граждан.


Факты, к сожалению, говорят о неготовности власти к взаимодействию из-за низкого уровня профессионализма и безответственности.

Настоящий проект предусматривает в обязательном порядке НОВЫЙ порядок формирования РЕГИОНАЛЬНЫХ ОП. Ныне действующий порядок формирования ОП в регионах скопирован с «Закона об Общественной палате РФ», где Президент РФ формирует 50% состава своим решением. Подобное «копирование» привело к тому, что ОП регионов заполнены «представителями правящей партии» и изображают видимость взаимодействия общества и власти. В некоторых регионах ОП не сформированы до сих пор ! Это говорит о БЕССИСТЕМНОСТИ работы власти ! ОП в регионах оторваны от Общества, граждан, и не представляют их интересов. Результаты всем известны…

ОП регионов должны формироваться из представителей муниципальных ОП, что обеспечит прямую связь Власти региона с населением непосредственно, а также из представителей региональных профессиональных, общественных, творческих, предпринимательских Союзов и Ассоциаций. Цель одна – привлечь к работе в ОП региона наиболее ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОПЫТНЫХ граждан – специалистов. Именно это и позволит добиться принятия выверенных, грамотных, профессиональных решений, позволит активизировать гражданскую позицию граждан, позволит объединить интеллектуальный и творческий потенциал страны.

Общественная палата Российской Федерации в системе настоящего проекта занимает главенствующую роль и является высшим исполнительным органом « Гражданского Общества», координирующим ЦЕНТРОМ деятельности всех региональных и муниципальных палат в России. Такая роль Общественной палаты России предполагает и иное её комплектование в отличии от существующего ныне порядка! Этот общественный институт должен высокопрофессионально, социально ответственно отстаивать и выражает интересы общества и руководить организацией постоянного системного взаимодействия общества с органами власти на всех уровнях от муниципального до федерального ! Здесь должны сосредоточиться все лучшие «гражданские активисты», здесь должна быть организована «площадка «для выработки всех общественно значимых решений. Штаб Общества, состоящий из лучших профессионалов в своей области знаний и дел, самых мудрых, уважаемых Граждан Общества, должен СИСТЕМНО, легитимно и ПРОФЕССИОНАЛЬНО отстаивать интересы Общества, большинства граждан во взаимодействии со всеми властными институтами .

Таким образом, наличие Общественных палат на всех уровнях, и прежде всего, на муниципальном, где решаются ключевые вопросы жизнедеятельности, формирования высокопрофессиональных Общественных советов при органах власти Общественными палатами, а также взаимодействие данных структур между собой, позволяет создать устойчивую динамичную обратную связь и постоянное эффективное взаимодействие, являющееся гарантией надежной, устойчивой деятельности по развитию Общества и страны в целом!

6. Условия применения «системы».

На протяжении всей истории государства Российского страна управлялась «тоталитарными», «командно-административными» системами. Был незначительный по времени период демократизации жизни на местном уровне путём развития «земского движения», но он не смог изменить « российский менталитет» «рабства», «крепостного права», « крайне низкого уровня развития в целом гражданского самосознания».

Несмотря на исключение из Конституции понятия «руководящей и направляющей силы», вновь созданные партии тупо копируют «формы и методы работы правящей партии», не стесняясь говорить об этом открыто и публично.

Подобная «практика» партийной работы, к сожалению, находит молчаливое одобрение руководства страны, а потому не стимулирует политиков, чиновников к поиску более эффективных, современных путей решения задач модернизации страны, мобилизации на решение сложнейших проблем имеющегося интеллектуального и творческого ресурса общества. Более того, старые «партийные» методы работы ведут к деградации общества, интеллектуальная , творческая часть его покидает страну…Существующая «модель» управления страной и обществом демонстрирует свою крайнюю неэффективность и неспособность решать поставленные временем Задачи . В условиях глобального экономического и политического кризиса в мире необходима НОВАЯ МОДЕЛЬ управления страной и Обществом.

Предлагаемая «система взаимодействия» категорически отвергает какое –либо партийное влияние на ВСЕ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ». Авторитет и влияние партий во всех государствах мира стремительно падает. Это абсолютно объективный процесс эволюционного развития Человечества. Россия прошла свой сложный путь «партийного строительства» и , имея колоссальный опыт в этой области человеческого бытия, способна далее двигаться путем развития и применения «гражданских, демократических» процедур.

Основным условием применения системы является отказ от какого-либо партийного влияния на работу Общественных палата и Общественных советов на всех уровнях.

Предлагается приостанавливать свое членство в партии в случае избрания на ответственную работу в ОП или ОС.

Конечно, «система» в целом может работать только опираясь на требование закона, т.е. будучи легитимной. «Система» не может функционировать на общественных началах, т.к. по смыслу является частью, важной часть всей системы управления страной и обществом.

Поэтому на организацию деятельности ОП и ОС должны выделяться бюджетные деньги. Какие, кому, на какие цели, под какие полномочия – вопрос открытый. Нынешняя система управления настолько неэффективна, «размыта» и безответственна, что внедрение предлагаемой «системы» даст не увеличение, а СОКРАЩЕНИЕ бюджетного финансирования на содержание чиновников на всех уровнях !

7. Порядок реализации «системы».

Исходя из опыта деятельности Общественной палаты г. Александрова, опыта взаимодействия с различными структурами власти и общества, предлагается следующий порядок реализации «системы» :

- детальное изучение специалистами и экспертами предлагаемого проекта и проведение в Александрове научно-практической конференции по теме настоящего проекта;

- подготовка и принятие «ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ» по внедрению «системы» с учетом решений НПК;

- создание «Центра» поддержки, и внедрения «системы»;

- реализация «пилотного проекта системы» в 1-2 регионах России;

- разработка « системы» - как пакета нормативно –правовых актов ;

- внедрения «системы» во всех регионах и стране в целом;

Целесообразно подписание Указа Президента России, устанавливающего единое понятие Гражданского Общества в России как системы легитимного, профессионального и ответственного взаимодействия структур Гражданского Общества и власти на всех уровнях: от муниципального до федерального.

Данным Указом устанавливается не только единообразие понятия «Гражданского Общества России», но и прописываются основные алгоритмы движения по формированию и становлению данной системы, в частности, принятие новой редакции Закона «Об Общественной палате России», иной порядок её формирования, а также иной порядок формирования региональных Общественных палат, порядок формирования муниципальных (гражданских) ОП.

Определяется перечень основных государственных и общественных структур, ответственных за разработку и сопровождение «Системы Гражданского Общества» с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение.

Необходимо подчеркнуть, что по мнению авторов проекта, граждане, интеллектуальная и творческая часть общества, молодые специалисты, готовы к совместной , гражданской общественной деятельности, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ на всех уровнях. Настоящая система дает «толчок» к такой работе, создает условия и ВОЗМОЖНОСТИ для граждан принять активное участие в реальных общественных делах на территории своего проживания.

Предлагаемая «система» направляет энергию граждан на реальную , конкретную работу и «уводит» граждан от необходимости МИТИНГОВАТЬ, ВЫРАЖАТЬ ПРОТЕСТ против непродуманных действий власти. Данный проект предполагает решения всех вопросов искать за столом переговоров, в процессе взаимодействия, а не на митингах и шествиях.

8. Взаимодействие с РПЦ и др. конфессиями по вопросам реализации «системы».

Одна из целей настоящего проекта – развитие духовности граждан путем вовлечение их в общественно полезные, социально - значимые, богоугодные занятия, создание условий для гармоничного взаимодействия с окружающими людьми, решительное искоренение мошенничества, обмана, пренебрежения прав других людей.

Обществу, находящемуся в разобщенном, раздробленном, унылом, депрессивном состоянии, крайне нелегко преодолеть это «болезненное состояние». Задачи, сформулированные в настоящем проекте, трудно решать без активной поддержки духовных, религиозных лидеров различных конфессий, действующих на территории, РПЦ в целом.

Поэтому в состав основных структур ГО - муниципальные (гражданские) Общественные палаты, рекомендуется приглашать и представителей «духовенства», находящихся на данной территории.

Именно тесное, постоянное взаимодействие граждан и представителей «духовенства» на площадках муниципальных ОП, вместе с представителями власти – даст уверенность и надежду гражданам, что в обществе что-то начало меняться, а главное, что «от совместных усилий и конкретных дел что-то начьнет осуществляться, улучшаться, строиться.

Организация гармоничных, профессиональных взаимодействий внутри Общества, а также Общества и власти и есть цель настоящего проекта.

9. Перечень законодательных актов для разработки или внесения изменений.

Единственными легитимными структурами ГО сегодня являются Общественные палаты регионального и федерального уровня. Однако поскольку сформированы они «правящей партией» и представителями власти , они не представляют и не выражают интересы общества, граждан. ОП РФ, Региональные ОП обеспечивают «видимость» взаимодействия власти и общества, что вызывает открытое недовольство граждан, а теперь уже и Президента РФ.

В Послании Президента ФС РФ прозвучали конкретные предложения по изменению порядка формирования ОП РФ с целью изменения её работы.

Но подобные меры НЕ СПОСОБНЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ИЗМЕНИТЬ формы и методы работы ОПРФ. При данной «идеологии» её формирования она по-прежнему остается «чиновничьей ОП», а не «гражданской !

Необходим НОВЫЙ закон «Об общественных палатах России», который правильнее назвать бы «Закон о Гражданском Обществе России». Этот закон должен дать понятие ГО в России как системе взаимодействия Общества и Власти на всех её уровнях ! Именно «профессионального, легитимного и ответственного взаимодействия» ! Это Главное !

Требует кардинальной переработки в связи с этим и «закон о местном самоуправлении» (ФЗ № 131). Этот закон себя исчерпал, что собственно и подтвердил недавно проведенный всероссийский съезд представителей муниципальных образований в г. Суздале, Владимирской обл.

«Система ГО», предлагаемая настоящим проектом, хорошо «вписывается» в изменения, которые необходимо вносить в ФЗ № 131, чтобы устранить имеющиеся противоречия, реально мешающие развиваться местному самоуправлению. Именно об этом и говорил Президент РФ в своем Послании ФС РФ.

10. Организация работы по реализации проекта.

Работу по реализации Проекта целесообразно поручить одному из профильных региональных отделений «Агентства стратегического развития», отвечающих за разработку и реализацию системных социально значимых Проектов.

Общественная палата г. Александрова имеет достаточный теоретический и практический опыт, авторитет в Общественной палате России и многих федеральных общественных организациях, обладает целым спектром наработанных региональных связей, и заслуженно является первоисточником и основным носителем идеи «Гражданского Общества – как системы легитимного, профессионального, ответственного взаимодействия Общества и Власти на всех уровнях, от муниципального до федерального».

Чтобы выполнять роль Центра развития и реализации Проекта на территории России в качестве составной части «АСИ», необходимо быть не только «носителем идеи», но располагать и необходимой материально- технической базой.

В г.Александрове имеется современная материально – техническая база для постоянного мониторинга и организации текущей работы по развитию и продвижению «системы Гражданского Общества» в регионах России.

Необходимо также учитывать и удобное географическое положение г. Александрова, наличие современной развитой транспортной коммуникации ( ж.д. и автотрасса ), а также то, что Александровский район расположен в окружении 4 областей ЦФО: Московской, Владимирской, Тверской и Ярославской.

ОП г. Александрова готова взять на себя роль и ответственность за реализацию такого масштабного проекта.